Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню

Государственная программа "Образование и молодежная политика" на 2016 - 2020 годы

Реализация Государственной программы ”Образование и молодежная политика“ на 2016 – 2020 годынаправлена на комплексное решение актуальных задач развития всех уровней образования, в том числе развитие основного (дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего) уровня образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, а также на совершенствование молодежной политики.

Государственной программой запланировано выполнение 2 сводных целевых показателя и 35 целевых показателей.

В 2016 году из 2 сводных целевых показателей выполнен показатель ”Охват молодежи мероприятиями в сфере молодежной политики и патриотического воспитания“ (74,4 процента при плане 73 процента). Данные по показателю ”Позиция Республики Беларусь в рейтинге стран по индексу человеческого развития (по индексу уровня образования) ООН“ на момент формирования отчета не доступны.

Из 35 целевых показателей выполнены 27.

В части доступности дошкольного образования по итогам 2016 года обеспечен запланированный охват детей от 3 до 6 лет учреждениями дошкольного образования на уровне 95,3 процентов.

Достигнут запланированный уровень оснащенности учреждений дошкольного (76,5 процентов при задании 76 процентов от установленных нормативов) и общего среднего образования (25,5 процентов при задании 22 процента) современными средствами обучения и учебным оборудованием, а также детских садов автоматизированной системой по учету и контролю за качеством питания воспитанников (76,2 процентов при задании 59,2 процента).

Созданы предпосылки для усиления практической подготовки специалистов путем создания филиалов кафедр на предприятиях и прохождения преподавателями в необходимом объеме стажировок за рубежом. Выполнены задачи по обновлению образовательных стандартов по специальностям профессионально-технического, среднего специального образования, высшего образования, специальностям переподготовки.

Особое внимание уделено подготовке рабочих с высоким уровнем квалификации (4-ый разряд и выше) для наукоемких, высокотехнологичных производств. В 2016 году их доля составила 47,7 процента от общего количества выпускников (задание – 47 процентов).

По итогам 2016 года доля обучающихся с особенностями психофизического развития, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования, составила 85,2 процента (задание – 72 процента). Показатель ”Охват детей с особенностями психофизического развития ранней комплексной помощью“ выполнен на уровне 88,6 процента (задание – 82 процента).

В рамках Государственной программы осуществлялась реализация важнейших направлений молодежной политики, к которым относится создание условий для приобретения знаний, соответствующих общественным потребностям, профессиональной подготовки, возможности для вхождения в самостоятельную жизнь и развития предпринимательства. Приказом Министра образования Республики Беларусь от 4 мая 2016 г. № 4а утвержден План мероприятий по реализации подпрограммы 11 ”Молодежная политика“ на 2016 год, который выполнен в полном объеме.

Выполнен показатель по уровню численности молодых людей, принимающих участие в работе студенческих отрядов (72 603 тыс.человек при задании 70 050 тыс.человек) и в волонтерском движении (54 126 тыс.человек при задании 54 000 тыс.человек).

Вместе с тем, не достигнут охват детей в возрасте от 3 до 6 лет учреждениями дошкольного образования в сельской местности (задание – 67 процента, факт – 66,6 процента), что связано с не учетом в данном показателе детей из сельской местности, посещающих детский сад в городе.

Не обеспечены показатели по доле воспитателей детских садов, имеющих образование по направлению ”Педагогика детства“ (задание – 54,6 процента, факт – 52,3 процента), а также высшую и первую категории (соответственно, задание – 17,2 и 34,1 процента, факт – 16 и 32,9 процента). На должность ”воспитатель дошкольного образования“ допускается в порядке исключения прием работников с образованием, не соответствующим квалификационным требованиям.

Недостижение показателя по количеству учреждений высшего образования, вошедших в 4000 лучших университетов мира по рейтингу Webometrics и (или) в 1000 – по рейтингам QS или SIR (6 единиц при задании 8), вызвано недостаточностью принимаемых мер учреждениями высшего образования в данной работе.

Невыполнение контрольных цифр приема, ежегодно устанавливаемых учредителями учреждений образования (99,9 процента при задании 100 процентов), обусловлено завышенными цифрами приема.

Показатель по охвату детей и молодежи дополнительным образованием (задание – 54, факт – 52 процента) не достигнут в связи с оптимизацией в 2016 году 14 учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Фактическое освоение средств в общем объеме финансирования, выделенного на реализацию подпрограммы 9 ”Обеспечение функционирования системы образования Республики Беларусь“, составило 85,4 процента при задании 100 процентов с учетом выделенных средств.

Невыполнение показателя по выпуску из докторантуры с защитой диссертации в пределах установленного срока обучения (7,6 процента при задании 16) связано с недостаточностью принимаемых мер со стороны руководителей учреждений высшего образования по контролю эффективности отбора и подготовки научных кадров высшей квалификации.

Недостижение показателя выпуска рабочих и специалистов со средним специальным образованием (31,9 тыс. человек при задании 32,4 тыс. человек) обусловлено предоставлением учащимся отпусков (академических, по уходу за ребенком, для прохождения военной службы), а также отчислением из учреждений образования.

В соответствии с заключением постоянной межведомственной комиссии по государственным программам получена высокая оценка эффективности реализации в 2016 году Государственной программы ”Образование и молодежная политика“ на 2016 – 2020 годы.