Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню

Интегрированные структуры

Законодательство Республики Беларусь предоставляет возможность создания на территории страны различных видов интегрированных структур. Субъектный их состав разнообразен. Это интегрированные объединения как исключительно с участием юридических лиц различных видов и форм (холдинги), так и с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ассоциации (союзы), государственные объединения). При этом одни структуры признаются самостоятельными юридическими лицами (ассоциации (союзы), государственные объединения), другие же таковыми не являются (холдинги, кластеры). Указанные формы интеграции получили то или иное  распространение на практике.

 КЛАСТЕРЫ

Кластерный подход наилучшим образом зарекомендовал себя в мировой практике (на протяжении последних 15 лет создание кластеров является одним из главных направлений политики по повышению конкурентоспособности регионов и национальных экономик). В кластерах отдельных стран задействовано около трети от общей численности занятых, а производительность труда - выше на 40%. Кластерная модель организации экономики как никакой другой механизм способна стимулировать развитие регионов. Процесс формирования кластеров, как показывает опыт других стран, является не только естественным, эволюционным процессом, но и процессом управляемым. В этой связи в последнее время в Беларуси стала активно формироваться кластерная политика. Принципиальные ее основы заложены в Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, и на этом пути уже есть первые успехи: в Витебской области формируется медико-фармацевтический кластер, в г. Минске − приборостроительный кластер, в Минском районе – инновационно-промышленный кластер в сфере энергосбережения.


ХОЛДИНГИ

Холдинг – это объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором один участник (управляющая компания холдинга, собственник имущества (акций)) оказывает влияние на решения, принимаемые другими участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на условиях и в порядке, установленных законодательством.

Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь»

Отечественные холдинги – явление сравнительно молодое. Законодательные основания для такой формы взаимодействия субъектов хозяйствования введены 28 декабря 2009 года, и уже в апреле 2010 года Министерством экономики Республики Беларусь зарегистрирован первый холдинг. 

 

Создание и деятельность холдингов на территории Республики Беларусь имеют ряд особенностей:

холдингом признается объединение юридических лиц, прошедшее в установленном порядке процедуру регистрации  в Министерстве экономики Республики Беларусь;

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 11.02.2010 № 31 «Об установлении форм документов по вопросам создания и деятельности холдингов в Министерстве экономики Республики Беларусь»

 

холдинг не является юридическим лицом;

по отдельным операциям для участников холдинга законодательно установлен льготный (преференциальный) режим налогообложения;

особенности создания и деятельности холдингов на территории страны могут устанавливаться только Президентом Республики Беларусь.

По состоянию на 1 января 2017 года в    Государственном реестре холдингов  зарегистрировано 79 холдингов, в том числе:

30  – с участием Республики Беларусь;

16 – с участием административно-территориальных единиц;

33 – без государственного участия.

Указанное количество холдингов объединяет в своем составе около 600 коммерческих организаций, из которых более 430 субъектов хозяйствования (или 73,22%) приходится на холдинги с участием государства. В таких холдингах преобладающей организационно-правовой формой юридического лица выступает открытое акционерное общество (325 субъектов или более 75% всех участников таких холдингов).

Состав участников холдингов

  Холдинги с участием государства в отдельных показателях экономики Республики Беларусь − это:

более 17% объема промышленного производства и столько же экспорта товаров;

почти 12% общереспубликанской выручки от реализации;

8,4% использованных инвестиций в основной капитал;

около 9,5% занятых в экономике.

Законодательство о создании и деятельности холдингов уточняется и дополняется. Основные задачи этих изменений состоят в следующем:

максимально оперативно отреагировать на потребности правоприменительной практики;

решить проблемы, связанные с созданием холдингов с участием государства;

повысить эффективность организации управления в холдингах с участием государства.

«О холдингах с участием государства» Комментарий к Указу от 24 сентября 2012 г. N 414 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 660»

 

 Комментарий к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 02.09.2014 № 65 «О внесении изменения и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 11 февраля 2010 г. № 31» 

КЛАСТЕРЫ

Кластерный подход наилучшим образом зарекомендовал себя в мировой практике (на протяжении последних 15 лет создание кластеров является одним из главных направлений политики по повышению конкурентоспособности регионов и национальных экономик). В кластерах отдельных стран задействовано около трети от общей численности занятых, а производительность труда - выше на 40%. Кластерная модель организации экономики как никакой другой механизм способна стимулировать развитие регионов. Процесс формирования кластеров, как показывает опыт других стран, является не только естественным, эволюционным процессом, но и процессом управляемым. В этой связи в последнее время в Беларуси стала активно формироваться кластерная политика. Принципиальные ее основы заложены в Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, и на этом пути уже есть первые успехи: в Витебской области формируется медико-фармацевтический кластер, в г. Минске − приборостроительный кластер, в Минском районе – инновационно-промышленный кластер в сфере энергосбережения.


 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

Государственное объединение − явление не новое, представляющее в большинстве своем «наследие» советских производственных объединений, которые создавались либо для управления соответствующими отраслями промышленного производства, либо для решения хозяйственных задач, входящих в их состав субъектов хозяйствования.

Отличительной особенностью создания государственных объединений является порядок принятия решения об их создании. Государственное объединение может создаваться по решению Президента Республики Беларусь или Правительства (либо по их поручению (разрешению)), а также по решению органов местного управления и самоуправления.

Государственное объединение находится либо в подчинении Правительства Республики Беларусь (это концерны «Белнефтехим», «Беллегпром», «Беллесбумпром» и «Белгоспищепром») либо в подчинении республиканского органа государственного управления, органа местного управления и самоуправления или государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления.

Еще одной отличительной характеристикой государственного объединения является то, что это самостоятельное юридическое лицо, как правило, создается в виде некоммерческой организации[I].

Участники объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. В их качестве могут быть как государственные юридические лица в форме унитарных предприятий и (или) учреждений, так и юридические лица частной формы собственности, а также индивидуальные предприниматели.

Наиболее известными в республике на сегодняшний день объединениями являются:

ГО «Белорусская железная дорога»;

ГПОЭ «Белэнерго»;

ГПО «Минскстрой»;

ГО «Минское городское жилищное хозяйство»;

ГПО «Горремавтодор» Мингорисполкома;

ГО «Мясомолпром»;

ГО «Белводхоз» и др.

 

 



[I] Государственное объединение со статусом коммерческой организации может быть создано в случае принятия в соответствии с законодательством решения о признании его в качестве такового.